Портрет: Н.И.Романов

РОМАНОВ НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ  (15(27).07.1867, Москва – 17.06.1948, Москва), искусствовед.
 
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1889). Ученик И.В. Цветаева. Доктор искусствоведения.
 
Профессор кафедры общего искусствознания филологического факультета (1941–1948). Профессор кафедры теории и истории искусств факультета общественных наук (1921–1925). Профессор кафедры теории и истории искусств историко-филологического факультета (1917–1921). Действительный член Института искусствознания и археологии (1921–1926).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов русская живопись XIX в., русская и западноевропейская гравюра, итальянское искусство эпохи Возрождения. Стажировался в Боннском и Берлинском университетах, занимался в музеях Западной Европы (1900–1902).
Основатель научной искусствоведческой школы. Среди его учеников: М.В. Алпатов, Б.Р. Виппер, В.Н. Лазарев.
Покинул Московский университет в 1911 г. в связи с реакционной политикой министра народного просвещения Л.А. Кассо.
 
Заслуженный деятель искусств.
 
Административная деятельность. Директор Государственного музея изящных искусств/ГМИИ (1923–1928; с 1937 г. – Государственный музей изящных искусств имени А.С. Пушкина). Назначение его директором совпало с реорганизацией музея. В 1918–1919 гг. СНК РСФСР принял ряд декретов и постановлений о национализации музейных и художественных ценностей, хранящихся в бывших царских дворцах, а также о передаче в государственную собственность наиболее крупных частных собраний. Музей изящных искусств, созданный И.В. Цветаевым в 1912 г. при Московском университете, в 1923 г. был передан в ведение музейного отдела Главнауки НКП РСФСР. В его состав входили отделы Классического Востока, Античный (греко-римский) и Христианский. Коллекции насчитывали 9938 предметов (в том числе 7910 оригиналов и 2028 копий), не считая нумизматической коллекции (9355 монет). Первая научная экспозиция картинной галереи музея была открыта 1 ноября 1924 г. В ГМИИ стали поступать картины, гравюры, рисунки, произведения прикладного искусства из национализированных частных собраний, других музеев страны, в том числе музеев Ленинграда (Академии художеств, Гатчины, Эрмитажа, Петергофа). Расширилось и древневосточное собрание. Свыше 1000 клинописных табличек и около 3000 других памятников Древнего Востока было передано из бывшего Музея-института Классического Востока. Одновременно шёл процесс обмена художественными ценностями с другими государственными музеями и галереями. Неуклонно проводил политику служения расширенного музея как общим науко-просветительным задачам страны, так и Московскому университету:
«Я думаю, что музей будет не только замкнутым научным институтом, но живым воспитателем, доступным для самого широкого круга посетителей. Я убеждён, что и простой народ найдёт здесь чему поучиться, музей докажет, что искусство не роскошь, а великий культурно-исторический фактор».  
 
Основные труды: «Местные музеи и как их устраивать» (1919), «Произведения Рафаэля в России» (1922), «Искусство Бельгии. Сокровища живописи» (1923), «Рафаэль» (1946), учебные пособия «История итальянского искусства. Курс лекций» (1909), «Введение в теорию искусства» (1915); «Музей изящных искусств в Москве» (1909).
 
Литература: И.В.Цветаев создаёт музей // Сост. и коммент. А.А.Демская, Л.М.Смирнова. – М., 1995; Алленова Е. От Ивана Цветаева до Ирины Антоновой: все директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.